Четверг, 17.07.2025, 03:09Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пресвет и Ослябя

                                                           Пресвет и Ослябя

Александр Пересве́т (? — 8 сентября 1380) (из Википедии) — легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и сразил в единоборстве перед основным сражением татарского богатыря Челубея, погибнув при этом сам. В Русской православной церкви причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю.

Рассказ сей пойдет о двух братьях - Александре Пересвете и Родионе Ослябе.

Так вот, в поминальном перечне Троицкой обители имена Александра Пересвета и Родиона Осляби отсутствуют.

Захоронены оба воина в Старо-Симоновском монастыре на территории Москвы. Чего, конечно же, не могло быть, если бы они были монахами Троицкой обители – та костьми бы своими легла, но не допустила бы погребения столь именитых своих братьев вне стен, в «чужой» земле.

На самом деле Пересвет и Ослябя никогда не были монахами и к Сергию Радонежскому никакого отношения не имеют. А всему чему учили детей в школе около 250 лет – вымысел христиан. 

А были они Брянскими боярами любучанами, выходцами из расположенного неподалёку от Брянска городка Любутска на реке Оке. А во время Мамая эти земли были княжеством Литовским и Русским. То есть, и Пересвет,  и Ослябя литовские подданные и под знамёна московского князя они пришли вместе со своими дружинами вслед за своим союзником Дмитрием Ольгердовичем, князем Брянским, основателем рода князей Трубецких.

И участие Пересвета в первых стычках с татарами было предопределено, литовские витязи – язычники стояли в первых рядах русского войска.

К слову о Пересвете, в поединке с Челубеем он не был убит, а продолжал неистово сражаться на поле Куликовом.

Ранняя «Задонщина», описание битвы её свидетелями, повествует: «Иные уже лежат посечены у Дона Великого на берегу, Пересвет же в самой гуще свары кровавой булавой машет, черепа кроит, груди пробивает, панцири гнёт и рушит».

«Задонщина» так же описывает братьев – богатырей как уже зрелых состоявшихся мужей. У обоих есть сыновья, которые здесь же, на поле боя в самом пекле сечи. Пересвет умер от ран на третий день после победы.

Князья  литовские Ольгердовичи были крещены уже взрослыми людьми, первыми в своём роду. За своими сюзеренами православие приняли и бояре Пересвет и Ослябя. Судя по «святотатственным» высказываниям Пересвета, христианство не успело пустить глубокие корни в его душе. В «Задонщине» говориться, что Пересвет напутствовал ратников перед сечей речью о том, что лучше бросится на собственный меч и умереть с честью, чем сдаться в плен и жить в поругании вечном.

Уцелевший в Куликовской битве Ослябя служил впоследствии у митрополита Киприана, а под старость же и впрямь постригся в монахи. Так и появился в летописях «чернец Родион Ослябя», ну а уж монахи – переписчики, видя, что он называет Пересвета братом, включили посмертно в свои ряды обоих героев Куликова поля.

И произошло это не ранее конца XV столетия, уже через век после битвы, когда иго татар было окончательно скинуто Русью и последняя попытка его реставрировать (хан Ахмат, стояние на реке Угре 1480 г.) провалилось. В те времена появилось много легенд, в том числе – «Сказание о Мамаевом побоище», перекроившее «на злобу дня» всю историю Куликовского сражения.